Прошедшие две недели были целиком посвящены разруливанию Марковкиных школьных проблем. Для меня самой болезненной из них была проблема взаимоотношений с Сэмом, мальчиком, который все время Марка задирал. Сэм пришел чуть позже, в середине сентября, и сразу начал приставать к Марку. То стукнет, то не подпустит к компьютеру в школьном холле, то девочкой обзовет, то выдумает прозвище «Марка» со смысл, что Марк девочка (ну это у Сэма генеральная идея), ну и так далее. На прогулке варежку в рот стал запихивать, потом заталкивал в женский туалет. Марк на все это реагировал средне — до какого-то момента он вообще об этом упоминал только вскользь (например, про то, что Сэм обзывался, мне вообще учительница сказала), потом все чаще, а в последнее время уже начал говорить «Со мной в школе случилось плохое» и плакать. Я ему объясняла, что он может Сэма стукнуть, что можно сказать Сэму, что он дурак, мы придумывали Сэму смешные прозвища, но пороху Марку не хватало — ну или темперамента. Сэм — младший из то ли четырех, то ли пяти братьев, у него энергия прет как из турбины, он в принципе не может стоять на месте, и пока Марк вообще понимает, что произошло, тот уже унесся или перешел к следующему пункту программы. Марк флегматичен и ему трудновато было быстро среагировать. Учительнице жаловаться или звать ее на помощь он тоже не стал — то ли стесняется, то ли интуитивно понимает, что жаловаться не надо. Короче говоря, я растерялась — я же не могу с Сэмом воевать. Марк сам за себя постоять не может и уже начинает жаловаться, что в школе «с ним случается плохое», и я боюсь, что он будет отказываться идти в школу. Ну и вообще, неприятно. Мы в еврейскую школу-то шли ради того, чтобы этого избежать — Марк странноватый мальчик, и я как раз боялась, что подобное может случиться.

Кроме этого, были и другие сложности. Школьный психолог говорила, что он не готов к первому классу (ну это я и так видела), что он очень медленно все делает, что он сосредотачивается только на одной части задания (например, если надо раскрасить рисунок, то он раскрашивает одну деталь до идеального состояния и ждет похвалы), что он социально не развит. Просила подписать бумажку, что она будет с ним работать — это я как раз только рада.

Учительница тоже все время жаловалась, что он не очень умеет общаться с одноклассниками, хотя в этом смысле ситуация исправляется и в целом она довольна. Она очень настаивала на том, что я Марка слишком опекаю — мне так не казалась, но она была очень настойчива и я стала сомневаться, так как мне ж со стороны не видно. Может быть, она и права.

В общем, я уже давно собиралась, но пару недель окончательно созрела позвать психолога. Мне непонятно было, как вести себя с Сэмом, есть ли гиперопека с моей стороны, что делать с этой медлительностью и как ее исправлять, ну и заодно хотелось вообще понять, насколько Марка беспокоит то, что происходит в школе, и беспокоит ли вообще.

Психолог с Марком поговорила, гиперопеки не обнаружила, зато обнаружила, что у него замедлены связи между полушариями (школьная тоже про это говорила). Поскольку прошло две недели, я уже не могу толком сформулировать, что это значит, но в целом это значит, что ему трудно выполнять сложносоставные задания, так как он погружается в какую-то одну часть и не видит ничего вокруг, что ему сложно определять оттенки и детали (например, он понимает, что такое злой и добрый, но ему трудно понять «разочарованный» или тому подобные чувства). По ее словам, это тренируется и надо заниматься с нейропсихологом. Что касается общения со сверстниками (учительница очень упирала на то, что Марка эгоцентричен и сосредоточен на себе, что, например, выражается в том, что он может посреди урока встать и рассказывать, какая музыка у него в плеере или в том, что он не замечает, как все дети складывают дневники в определенное место — он этого просто не видит и потому не делает) — так вот про это психолог сказала, что ему трудно в толпе ориентироваться и было бы неплохо, если бы он подружился с кем-то из детей и ориентировался уже на него.

Интеллектуально Марк развит на свой возраст более чем, а психологически и социально отстает. Поэтому она советует не ходить в первый класс в следующем году. Это уже десятый человек с подобным советом, наверное, — от невропатолога до логопеда. Мы и сами созрели уже — хотя интеллектуально кое в чем он и правда совсем неплохо развит (он решает примеры из программы второго класса, например), в остальном он совершенно малыш. Пусть идет через год. Мы даже заявление писать не стали.

Что касается Сэма, то, по мнению психолога, с которым я совершенно согласна, такие маленькие дети имеют права не уметь справляться с проблемами самостоятельно и было бы неплохо, если бы этим всем занялась учительница.

Я все это изложила Татьяне Викторовне, которая вообще из-за всей ситуации сильно переживала, но считала, что Марк привирает или преувеличивает, потому что они вроде бы у нее на глазах все время и она такого не видела. Ну я-то своего ребенка знаю — он соврать не может, потому что ему и правду-то трудно пересказать, а уж что-то придумать — это вообще совсем-совсем не про него. Он мог слишком резко среагировать на действия Сэма, Сэм мог не иметь в виду Марка унизить, а просто баловался, — но сам факт, что он его заталкивал с другим мальчиком, Никитой, Марка в туалет, сомнений не вызывает (Никита Сэму помогал). И то, что Снежана снимала с него кипу по причине «девочкам не положено» — это все тоже было, то есть идея Сэма и другими радостно подхватывалась. Татьяна Викторовна считала, что я тоже слишком негативно все воспринимаю и Марк чувствует мое настроение, но тут я не уверена. Я, конечно, негативно все воспринимаю и вообще подсознательно подобного ждала, но что Марк прям такой эмпат и что он прям отражает мои чувства — не уверена. В других случаях такого не было. Ну и то, что дети всегда на глазах, это тоже преувеличение — сколько раз я приходила в «Тинок», всегда есть кто-то, кто играет в коридоре без присмотра. И уж точно в туалет они ходят одни. И однажды Марка вообще забыли в этом коридоре — он мыл руки перед едой и замешкался, а остальные уже ушли на обед. Я понимаю, что Татьяне Викторовне кажется, что все всегда перед ее глазами, потому что их 25 штук и если перед глазами 23, то кажется, что и правда все тут.

В общем, я с ней поговорила, она не слишком разделила мое мнение, что Сэм Марка травит, но обещала, что будет внимательно за ними обоим следить и попросит делать то же самое Аллу Валерьевну, воспитательницу. При разговоре совершенно случайно оказалась мама Сэма — Сэма и братьев привозит и забирает водитель, а мама Сэма, по-моему, даже на праздниках в школе не была. Она, конечно, сказала, что ее мальчик ударить может, а унижать нет, и вообще не очень обрадовалась беседе — но я могу ее понять. Может, Сэм и правда просто очень активный ребенок (хотя я видела, что он Марка задирает не по-доброму, но, может быть, он и сам не понимал, что перегибает палку — Марк и правда склонен резко слишком реагировать), а тут такие обвинения.

Короче говоря, то ли мама с Сэмом все же поговорила, то ли Татьяна Викторовна стала более внимательно следить, но за последние две недели эксцессов не было. И Марк даже играл с Сэмом. Сэм, кстати, продвинутый мальчик — во-первых, обзывать «девочкой» начинают в более солидном возрасте, во-вторых, он и в пару, когда идет на обед, выбирает себе девочку, с мальчиком идти отказывается. И девочку не абы какую, а посимпатичнее (кстати, в основном пытается выбрать ту, что нравится Марку :)). Марку с ним, конечно, не тягаться в смысле взрослости. Тем не менее, сейчас, тьфу-тьфу-тьфу, все в этом смысле наладилось.

Что до дружбы, то я предложила Марку позвать в гости мальчика, с которым он ходит вместе на карате и играет после уроков, Леона. Марк ТАК ОБРАДОВАЛСЯ! Он и не думал, что можно домой приглашать. И после этого считал дни до прихода Леона, и попросил отпустить его пораньше с тенниса, чтобы он не опоздал Леона встретить и так далее. Ну я потом отдельно напишу об этой «встрече в верхах».

Возможно, и это сближение с Леоном (отличный мальчик, очень мне нравится) помогает — на этой неделе и в смысле учебы Марка хвалили. Со школьным психологом я договорилась, что она будет с ним заниматься вместо тихого часа по возможности. Марк не спит днем, лежит, болтает и смеется и этим мешает остальным, ну и сам мучается — он болтает от необходимости вынужденно лежать неподвижно, и это физиологическая болтовня. Правда, мы как-то смазано об этом договорились — я все-таки хочу, чтобы занятия были регулярными (она приходит в среду и четверг, в пятницу няня забирает Марка до сна, так что на три дня из пяти вопрос сна бы решился), а не раз в пару недель. Ну после каникул договоримся подробнее. Мы готовы платить за эти занятия, потому что я не представляю, куда в наше расписание впихнуть еще и психолога. Речь идет не о каких-то заумных беседах, кстати, а просто об упражнениях на развитие связей между полушариями — одновременно двумя руками в баночку что-то складывать и тп.

Вопрос левши-правши по-прежнему открытый. Он и в теннис играет обеими — под какой рукой ракетка оказалась, той и бьет. Мяч бросает. Школьная говорит — пусть еще определяется, время есть. Но пишет уже в основном правой. А раскрашивает вроде разными.

Психолог, что домой приходит, советует увеличить «хаотичную физическую активность», чтобы убрать нервный тик — ну в настоящем понимании этого слова тика у него нет, но он руками и языком все время что-то делает — то кофту натягивает, то пуговицы теребит, то языком щеки оттопыривает — энергию некуда девать, короче. Спорт в этом смысле не годится, потому что там он делает то, что велено, а не что хочет. С гулянием пока не получилось — холодно очень. Ну и вообще я пока не очень понимаю, куда эту гулянку впихнуть-то — из школы он приезжает самое раннее в шесть, в восемь уже чистить зубы надо, а еще ведь ужин, уроки… В общем, пока подумали отметить Физкульт по воскресеньям и гулять с утра, но тоже жалко — в воскресенье у него плавание, и это обязательный пункт программы, чтобы вылечить астму. Если отметить воскресенья, останется только суббота — не знаю, достаточно ли. Думаем пока. Нам и самим жалко воскресенья — у меня хоть теннис есть еще три раза в неделю, а Лешка-то в Физкульт попадал только по субботам и воскресеньям, теперь этого не будет, у нас с ним останется только суббота. Но совместные прогулки — тоже вещь полезная.

Вообще же к концу года стало ясно, что мы перегрузили и себя, и детей. На неделе нет вообще ни одного момента, когда мы могли бы просто делать, что хотим. В будние дни все ясно — мы из школы летим домой, делаем уроки, чистим зубы и ложимся спать. В субботу мы с Марком уезжаем в 8 утра к логопеду, потом в Физкульт на тренировку (у Марка сначала плавание, потом ОФП), потом Леша едет с Мартой домой, а мы с Марком на теннис (сначала у меня, потом у него), и дома мы только в 7 — то есть 11 часов он вообще дома не находится в выходной. В воскресенье с утра тоже Физкульт, и выходит, что свободное время — только вторая половина воскресенья. Понятно, что в эту половину мы пытаемся уместить все неожиданные дела типа концертов или поездок в гости или тому подобное. С января надо попробовать разгрузить это расписание, а то у нас едет крыша у всех четверых. Из всех только Марта живет более или менее размеренно, но и она устает от этой гонки. Хотя бы от того, что мы раздражаемся, постоянно торопимся куда-то. Попробуем изменить ритм.