Как мы с Лешей ездили в Кельн — написала еще в марте, но руки не доходили до публикации. В январе (или декабре? или ноябре? Короче, когда-то там) к нам приходили в гости мои коллеги, и один из них поделился, как они с подругой удачно в выходные слетали в Германию лоукостером победой. Мол, билеты стоят 5000, а удовольствия море.

Я сразу загорелась, потому что в Греции, как известно, есть все, в том числе трехлетняя шенгенская виза, а это очень мотивирует. К Новому году у меня случилась неожиданная маленькая подработка, и гонорар я как раз решила потратить на сюрпризную (для Леши) покупку билетов. Ну, вышло чуть больше 5000 (но все равно ненамного), гостиницу мы тоже нашли удачно, так что сюрприз удался.

Короче говоря, бросили детей и поехали впервые за долгое время вдвоем (в последний раз без детей, по-моему, ездили в Стокгольм). Дети же остались с дедушкой и бабушкой.

Прилетели из отличной погоды в страшнющий ливень, даже из иллюминатора было видно, насколько там мокро, холодно и противно. Заранее решили, что такси брать не будем, а до гостиницы дойдем пешком, потому что это центр и вообще интересно, но, в общем, Кельн в первый день оказался Гадюкино. В смысле, нас чуть не смыло. К моменту, когда мы дошли до гостиницы (ну мы еще и не очень быстро шли, потому что искали дорогу), уже оба были мокрые насквозь. Вот прям надо было вещи вешать сушить на батарею, настолько было мокро. Плюс еще и ветер – такой сильный, что зонтик выворачивался наизнанку. Короче говоря, первые 40 минут в Кельне нам не понравились. Понравился только собор, который надвинулся на нас черной горой из тумана и полностью подавил. Стоишь внизу, чувствуешь себя муравьем, смотришь на него снизу вверх и он вообще не заканчивается. Уйти невозможно совершенно. Даже внутрь не хочется зайти, а хочется стоять бесконечно и смотреть снизу вверх.

Зато следующие понравились – я пошла спать, потому что накануне была Лига чемпионов и я ночью спала совсем чуть-чуть, а Леша пошел в музей пива, оказавшийся баром, и прожили в любви и согласии (он в баре, я в кровати) первые полдня в Кельне.

Вечером к нам приехал знакомый знакомых, которому мы привезли посылку, и повел нас гулять по центру. Он тут живет давно, но одиноко, немецкий почти не знает, так что нам обрадовался и всячески старался развлечь. Дождь не кончился, но кровать и бар сильно снизили нашу требовательность, так что гуляли в удовольствие. В темноте в первую очередь впечатлились безлюдностью – почти никого нет на улице, что удивительно даже с поправкой на дождь, а если отойти в сторону от центральной улицы на 20 метров, то просто никого. Тут мы во мнениях с Василием разошлись – нам было немного от этого неуютно, а он, наоборот, восторгался тем, как хорошо, когда «мертвые с косами стоят – и тишина».

А, еще впечатлились количеством бездомных и попрошаек, но это не в первый день, а вообще. Буквально на каждой лавочке кто-то сидит со стаканчиком или кепкой и просит денег. И очень много бездомных спит на улице, тоже под каждым козырьком и в каждой нише. Они вроде и опрятные, а все равно неуютно.

В первый вечер толком ничего не поняли, зато получили от Василия подробнейшие инструкции, в каком магазине что можно подешевле купить, где на худых, где на толстых, а где можно удачно на распродажу попасть. Частично потом даже воспользовались.

Ужинать пошли в индийский ресторан, экзотики захотелось. Вкусно, но не сногсшибательно. Зато атмосферно.

На следующий день погода уже перестала быть фу-фу-фу, так что допинг никому не потребовался, так пошли гулять. Гостиница оказалась в самом центре, на крохотной улочке с маленькими домиками, тоже мимими. Сам номер тоже был крохотный, но это нас не слишком беспокоило, потому что мы там только спали, так что какая разница. Ну и без детей вещей у нас немного.

Пешком от гостиницы можно было добраться практически куда угодно, мы метро за все дни только один раз воспользовались, а так ходили пешком. Начали, ясное дело, с покупки сим-карты с интернетом, потому что невозможно ж без. Покупка самой помпезной оказалась – мы завалились в центральный офис T-Mobile, который вообще, видимо, существует только потому, что должен же быть у компании центральный офис. Ну так вот, мальчики, работающие там, так нам обрадовались, что чуть ли не обед стали предлагать только за то, что мы к ним зашли. Кофе, еще какие-то напитки, «а вот тут у нас в офисе можно посмотреть еще и вот такое», «а вот этот коллега поможет вам заполнить нужные бумаги» — я все думала, что они нас неправильно поняли и считают, что мы сейчас подпишем с ними контракт как минимум на открытие такого же офиса в Москве. Но нет, выдали нам симку на 750 МБ интернета и отпустили восвояси, взяв обещание, что как только нам понадобится интернет в Германии – мы только к ним, только к ним.

Ну вот, с интернетом можно было уже и культуркой заняться. Первым в списке был, понятно, собор. Что запомнилось – дубовый крест, который в первозданном виде сохранился с 976 года. Рака трех волхвов (это я все записываю, чтобы лучше запомнить, а то все поездки сливаются и ничего не помнится), тоже примерно столько же времени хранится (с 12 века).

В соборе только естественное освещение, но днем достаточно – такой полумрак торжественный. Народу, как мне показалось, не очень много, но потом в сравнении выяснилось, что для Германии все же очень – во всех остальных соборах и церквях мы были почти одни (а иногда и вообще одни). Но самое неизгладимое впечатление, конечно, — подъем наверх. Это я и без записи вряд ли забуду – 533 ступеньки вверх с маленькой передышкой на колокольне, еле доползли. Собор, кстати, очень черный, потому что многолетнее соседство с вокзалом и, соответственно, поездами на угле не могло не сказаться.

Потом пошли к фонтану Любопытной женщины, почему-то захотелось. В Кельне есть легенда, что когда-то тут было хорошо и всю нужную работу по ночам выполняли трудолюбивые эмигранты гномы. Хорошая жизнь была – утром встаешь, а уже все сделано. И так продолжалось до тех пор, как какая-то мадам не решила ночью подсмотреть, кто же все это делает. Запалила гномов, они обиделись и ушли, так что теперь жители Кельна вынуждены все сами, все сами.

После фонтана просто погуляли по центру и дошли до набережной смотреть издалека на Мост Гогенцоллернов (1200 поездов в сутки). И, хотя и не собирались, вдруг пошли в музей шоколада (я вспомнила, что Марк любит белый Линдт, шариками, а купить его сложно, потому что чаще всего продается ассорти). Ну если честно – фабрика как фабрика. Устроено все примерно так же, как и на той шоколадной фабрике, куда мы с Мартой ходили на экскурсию (правда, мы с Мартой ходили на действующую, а тут как бы действующая модель – шоколад делают настоящий, но немножко, чисто для демонстрации). Необязательный пункт программы, в общем, хотя магазин при фабрике производит впечатление.


Мост Гогенцоллернов сверху и снизу

На следующий день поехали в Бонн – тоже сразу решили, что пять дней в Кельне будет слишком расточительно, тем более что за первый день мы почти все основные достопримечательности обошли. Там, помимо центра города с обязательной ратушей и собором, было два прикольных пункта.

Во-первых, мы пошли в дом, где родился и жил Бетховен. Интересно даже просто для получения представления о том, как люди жили. Ну и всякие прикольные подробности из жизни Бетховена.

Леша идет в гости к Бетховену

Во-вторых, сходили в Музей арифметики. По сути это типа как Экспериментариум, но исключительно про калькуляторы, начиная от самых древних в виде узелков и прочего. Очень ярко все, при этом в трехэтажном музее мы были совершенно одни. Я почти ничего не поняла :), а Леша с удовольствием подергал за все ручки и во все калькуляторы поигрался.

И шоппинг же, да! Зашли в магазин, который рекомендовал Василий, и обнаружили там какое-то торжество, в связи с которым каждому зашедшему наливали шампанского. В общем, мы там задержались :).

Мало того, на обратном пути уже в Кельне мы наткнулись на магазин, который торгует атрибутикой для киноманов. Всякое для фанатов Звездных войн, Бетмэнов, Гарри Поттера и прочего. Я сама уйти из магазина не смогла, меня выгнали только тогда, когда кончилось рабочее время. Купили там Марку с Мартой про Гарри Поттера всякого.

В субботу утром зашли в соседнюю церковь, Святой Марии Капитолийской, которая попадалась нам постоянно по пути в центр и обратно, но куда мы не заходили, потому что в списке достопримечательностей она шла на каком-то очень последнем месте. Вот тут мы были совершенно одни, и служительница, которая сидела при входе, страшно нам обрадовалась, выдала нам всякие путеводители на английском и посокрушалась, что по-русски у нее ничего нету. В отличие от остальных церквей и соборов, у этой был деревянный потолок, который частично сохранился тоже с незапамятных времен.

Вообще надо сказать, что в Кельне мало что сохранилось – во время войны город был разрушен на 95%, а оставшиеся 5%, видимо, составил Кельнский собор, который не бомбили, потому что по нему очень удобно ориентироваться, он высокий. Так что существенная часть того, что как бы существует с 10-го и так далее веков, было восстановлено после войны, хотя и очень «близко к тексту».

После этого пошли на экскурсию Free City Tour – вспомнили, что в Стокгольме это оказалось удачным вариантом. Тут вышло менее удачно – экскурсию вел испанец, который с сильным акцентом очень быстро тараторил и часто переходил на испанский, потому что в группе оказались испанцы, мексиканцы и колумбийцы. Но дело даже не в акценте, а в скорости – трудновато было понимать, хотя основная мысль всякий раз была понятна. Дважды за экскурсию заходили в магазины с одеколоном 🙂 – видимо, у него с ними договоренность.

Круглосуточно льется одеколон (eau de Cologne).

Как правило, как я понимаю, на таких экскурсиях рассказывают не про главные достопримечательности, а всякое такое, что в путеводителях не пишут. Запомнилось:

— Камни преткновения. По всей Германии на мостовых установлены плитки, обитые латунью, с именами евреев, погибших в результате Холокоста. Есть и плитки в память о других жертвах нацизма, но в основном это о евреях. Называется этот мемориал масштабом со всю страну «Камни преткновения» — плитки чуть выше уровня мостовой, и задумано так, что ты спотыкаешься о них и вспоминаешь погибших. Придумал и реализовал это все художник Гунтер Демниг и начал он свою работу как раз с Кельна в 1994 году. Сейчас таких плиток уже больше 5000 по всей Европе, в основном в Германии и Австрии.

— Задницы на Кельнском соборе. Несколько барельефов на Кельнском соборе представляют собой голые зады. По версии нашего экскурсовода, тем самым Кельн выражает свое отношение к Дюссельдорфу (все задницы повернуты к этому городу). По другой версии, таким образом строители «почтили» архиепископа Конрада фон Хохштадена, который повысил налог на пиво.

— По легенде, архитектор Кельнского собора Герхард фон Риле зашел в какой-то момент в тупик и не знал, как продолжать строительства. Тогда к нему явился дьявол и пообещал отдать чертежи собора в обмен на душу. Обмен товаром должен был состояться после первого крика петуха, но ничего не вышло – жена архитектора подслушала разговор, прокричала утром вместо петуха, и одураченный дьявол отдал чертежи, а душу архитектора так и не получил. И в отместку заявил, что как только собор будет достроен, наступит конец света. Поэтому с тех пор немцы так и продолжают строить собор.

— На картинных галереях в Кельне (а теперь и не только в Кельне) часто нарисованы бананы. Знак придумал Томас Баумгартель, местный художник, который прославился стрит-артом и в первую очередь как раз рисованием бананов. Сначала эти знаки на стенах закрашивали, а потом оказалось, что такой знак – признак того, что галерея стоящая. Так теперь эти знаки на стенах рисуют уже даже без всякого Баумгартеля, а если дом, например, реставрируют и обновляют краску, то красят вокруг этого банана.

— Раз в год в Кельне проходит карнавал, куда народ собирается со всей Европы.

— В Кельне есть памятник дезертирам Второй мировой войны – в честь тех, кто не хотел участвовать в этом всем безобразии.

— «Форд» с крыльями тоже производит большое впечатление – в 1991 году его поставили на башню одного из кельнских музеев для автомобильной выставки, и так он там и остался. Мэр Кельна требовал это дело снять, но все воспротивились, так что так машина и летает.

Следующий пункт программы – блошиный рынок. Вообще оправдывали это тем, что Каза хочет карманные часы, но на самом деле было просто любопытно поглазеть. И хотя этот рынок был достаточно далеко, решили идти туда пешком, чтобы понять, как выглядит город за пределами исторического центра.

Оказалось, что примерно так же, разве что улицы не в плитке и не брусчатке, ну и дома менее украшенные. А так – все дома 5-6 этажей, разноцветные, улицы неширокие, многоэтажек почти нет, на первых этажах сплошь донеры и пиццерии, изредка сосисочные. Блошиный рынок не очень понравился – какое-то там все было без фантазии, сплошь поношенные ботинки да свитера. Пыталась выцыганить у Леши кастрюльку крохотную медную для жульенов, но ничего у меня не вышло. Часы тоже не купили, потому что 35 евро стало жалко. Ну в общем, представление о таком рынке составили, и ладно.

Последним пунктом была Церковь апостолов, но там мы уже мало времени провели, устали. Плюс надо ж было еще и успеть кино посмотреть! Мы дома никогда не можем посмотреть кино, потому что с детьми, ясное дело, триллер не посмотришь, а без них времени не бывает – Лешка засыпает почти вместе с ними, да и я тоже после этого обычно работаю, так что не до кино. Ну в общем, положили вишенку на этот путешественный торт, посмотрели «Исчезнувшая» (ерунда, но смотрится напряженно).

Дети все это время так же насыщенно провели у дедушки с бабушкой, у которых выдалась чуть ли не самая напряженная неделя за год – каждое утро в разные школы, потом по разным кружкам, плюс через день туда же падал кто-то из детей Давидовых (а то и оба!), плюс гости. Короче говоря, бабушке с дедушкой полагается большой памятник. Если б не они, никакого бы романтизма в нашей жизни не было. И хотя наши дети уже достаточно взрослые, чтобы путешествовать с ними с удовольствием, все-таки ощущение, что не надо никого контролировать и ничего заранее продумывать, что не надо никого под себя подстраивать и подстраиваться по кого-то – совсем другое. Даже просто поговорить друг с другом – и то вне таких поездок редко бывает. В общем, хорошо, что у нас есть такие дедушка с бабушкой.



Вид с вершины Кельнского собора


Леша давит зерна какао в музее шоколада


За Лешиной спиной автомат, который выдает шоколадки


Этот фонтан уже в Бонне, что-то там про гусей, но я забыла, что


Центральный собор в Бонне


Ратушная площадь в Бонне


Ратуша


Страшно вдруг в тот момент захотелось клубники


Двор в доме Бетховена


После шопинга с шампанским )


Не смогли просто мимо пройти )


Ворота в Кельне


Забыла, почему, но на этом здании всегда показывают температуру воздуха в Тенерифе


Замочки на мосту Гогенцоллернов


Леша утверждает, что я так всегда, но это, конечно, неправда 🙂