Марк разговаривает уже предложениями. Предложения неполноценны — в них очень часто перепутаны спряжения-склонения и вообще слов в них немного, но все-таки это предложения. Правда, предложения используются в основном для того, чтобы что-то сказать «в пространство» или повторить за кем-то. В диалоге Марк по-прежнему обходится одним-двумя словами. Никогда не говорит (хотя может) «Мама, я хочу кашу». Всегда говорит «Кашу!», «Гулять!» и так далее. Сейчас его спрашиваю: «Кто вчера спал, когда мы пришли?» (мы в театр ходили и вернулись, когда родители уже уложили обоих детей). Отвечает: «Мальчики и девочки. В детский сад пойду». То есть сначала он среагировал на вопрос и ответил так, как, видимо, ему вчера говорила бабушка Инна (Мальчикам и девочкам пора спать ложиться или что-то в таком духе). А потом вспомнил, что няня ему рассказывала, как детей в саду укладывает спать воспитательница и поэтому сообщил, что он тоже в сад пойдет (мечтает об этом). То есть в его рассказе выпущены звенья, поэтому понять может только тот, кто в курсе всей системы разговора. И все же! Еще в январе он «папа-мама» говорил неуверенно и невпопад.

В общем, он все ближе к норме. Сейчас меня больше всего мучает то, что он не умеет задавать вопросы. И вообще диалог вести не умеет и рассказать что-то. Как таковой речи все-таки нет. Но мы быстро двигаемся. Жалко, что логопед наша отказалась от последних двух занятий перед нашим отъездом в Черногорию. Теперь у нас будет перерыв на полтора месяца. На мой взгляд — это очень плохо, полтора месяца — огромный срок. Но ничего не поделаешь. Усиленно навалимся по приезде.