Марк научился изображать чтение – листает книжку и бормочет себе под нос слоги. Как правило, слоги одинаковые. Первое время ему настолько нравился процесс, что он даже повторял фокус по просьбе родителей, в ванной, но сейчас он эту просьбу игнорирует. Как, впрочем, и все остальные.

Наконец он привык к новой квартире и теперь носится тут как в прериях. Особенно ему нравится играть в догонялки – я его загоняю в его комнату и там он с хохотом и визгом прыгает в бассейн с шариками. Не плачет перед сном и вообще ведет себя в целом неплохо.


Приходили к нам психолог с невропатологом, посоветовали упражнения для развития. В принципе, мы эти упражнения и так все выполняли, но не так систематически, как требовалось. Впрочем, нельзя сказать, что мальчик действительно занимается. Скорее, он тренирует родителей. Например, я его учила названиям фруктов – показывала деревянные фигурки, которые надо вставлять в соответствующие отверстия на доске. Так в конце концов Марк радостно демонстрировал мне эти фигурки и не укладывал их на место, пока я громко не называла ему названия этих фруктов. То же самое и со сложным сортером (там надо не кубики-треугольники в дырочки пропихивать, а более сложные фигурки). С первого раза у него все отлично получилось, но потом ему надоело поворачивать эти фигурки нужным концом и он требовал, чтобы либо я, либо Леша ему помогали. Упражнение со сдуванием бумажных шариков постигла та же судьба – психолог посоветовала нам сделать ворота на столе и задувать туда шарики, чтобы тренировать рот (как она сказала, у Марка «ленивый язык» и это логопедическое упражнение ему нужно для того, чтобы скорее заговорить). Ну так вот. Он совершенно счастлив, когда мама задувает бумажки в коробку, счастливо хохочет и обмирает от восторга, но сам даже не пытается повторить. Впрочем, это неудивительно -–он вообще на редкость упрям. Так что я и не настаиваю. Захочет – повторит за мной, нет – ну и не надо.

Но вообще видно, что он хорошо соображает, просто его постоянно нужно подталкивать. А если оставить его в покое – то он так и будет радостно носиться по квартире и сваливать все со столов и вытаскивать из ящиков.

Один раз сказал «мама», правда, не мне, а в пространство. Этим наши «говорительные» успехи исчерпываются.

В Новый год протусил до двух часов ночи, но дотянул до этого момента с трудом, глазки уже закрывались. Получил такое количество подарков, что мы до сих пор их разворачиваем.

Опять стал «лысый пряник» — 28 декабря к нам приезжали Лешины родственники и Лешин папа мальчика постриг.

Сейчас, в праздники, очень трогательный. Леша с Марком встают намного раньше меня (Леша дает мне выспаться), но Марк долго терпеть не может и в итоге врывается в спальню, залезает в ботинках на кровать, укладывается головой на меня и так замирает. Эта привязанность ко мне создает и неудобства – если я есть рядом, он уже не согласен сидеть у папы на руках и все время норовит перелезть ко мне. Учитывая, что весит он около 12-ти кило, неудобства выходят нешуточные.

Научился писать в ванну – теперь он регулярно терпит до вечера и купания, чтобы пополнить и без того наполненную ванную. Конечно, это не так уж и правильно, но все-таки это пока единственный показатель того, что он управляет процессом. Осталось найти горшок, который мы потеряли при переезде, и объяснить ему, для чего этот предмет нужен.