Очень давно не писала про наши разговорные успехи, и теперь уже нельзя вспомнить, когда он чему научился.

Точно помню, что в какой-то момент был сделан большой шаг вперед — Марк научился говорить «нет». Не просто так, а когда нужно. И вместе с умением говорить «да» это позволило нам вести уже полноценные беседы. Теперь уже не надо было перебирать все подряд, пока Марк не скажет «да». А можно было отсечь сразу половину из обсуждаемого после слова «нет».

Потом Марк стал повторять за нами все подряд. Как эхо — каждое последнее слово, которое он слышал, он повторял. Потом начал завершать стишки — говорил последнее слово в строчке.

Затем его вдруг прорвало. В какой-то день он мне сначала сказал в магазине «Пойдем». Потом, по выходу из магазина, сказал «Баварежки» (это мы с ним так варежки называем) — надо было их надеть. Потом сказал «На ручки». И так все больше, больше, больше. Конечно, он говорит вовсе не так четко, как я тут пишу. И вообще его понимаю только я. Но ведь говорит уже!

Сейчас он по одному может сказать любое слово. Все знает, на все вопросы отвечает, но не умеет пока сказать два слова подряд и не очень правильно склоняет-спрягает. То есть он понимает, что слова должны склоняться. Но какое окончание ставить — не знает. Поэтому я то «мами», то «мамо», то «маму». То же и с глаголами. «Садю» может означать и «садись», и «сиди», и «я сижу». Но все равно, он уже все-таки разговаривает.

Логопед его уже не хвалит, а просто каждый раз дает все более сложное задание. Сейчас учим предлог «у». Успехи блестящие — на вопросы «у кого уши?» и «у кого рога?» отвечает «У зайчика», «У коровы». В общем, умница.

Сходила в еврейский детский сад, куда Марк, предположительно, пойдет в сентябре. В целом все понравилось, но сказать, что я в бешеном восторге, я не могу. Ясно, что детей там обожают, и это для меня сейчас главное. Но не могу сказать, что садик такой уж волшебный. Советский он, в общем-то. Ну и пока мне неясно, какова степень «еврейства». Если Марк будет дома требовать, чтобы мы кашрут соблюдали, — это не тот результат, к которому я стремлюсь. Впрочем, почти наверняка еще через год мы пойдем в логопедический сад, так что это не имеет такого уж большого значения. Сейчас главное — просто пойти в сад. В тот, в который берут. Чтобы он общался с детьми и тянулся за ними.