Надо как-то осветить успехи в разговоре. Поездка в Черногорию стала катализатором прорыва. Теперь Марк очень плохо, но все-таки говорит! По-настоящему, целыми фразами, среди которых встречаются даже сложносочиненные предложения (сложноподчиненных пока нету). Пусть он очень ошибается в грамматике, не умеет задавать вопросов и испытывает большие проблемы с произношением сложных звуков, это все равно полноценный разговор. Из десяти предложений восемь начинаются с «Я хочу..» :). И очень быстро прогрессирует. Теперь уже он говорит «Шагбаум» («л» пока не умеет произносить), у него прорезается «р» и вообще большей частью понятно, что он хочет сказать. Уходят инфинитивы. Правда, о себе говорит все время в женском роде и зачастую – в третьем лице. Все время начинает говорить плаксиво – видимо, привык к тому, что его все равно не понимают, и сразу начинает с нытья. Но если сразу ему ответить, поняв, что он сказал, то сразу же тон становится обычным. Сейчас учимся говорить «без слезов»: я ему сказала, что когда он говорит с плачем, его никто не понимает (это правда :)), и сейчас он уже в основном старается говорить спокойно.

Разумеется, вылезли следующие проблемы, которые раньше невозможно было диагностировать. У него сложности с фонетическим слухом (не различает «крыша-крыса», «почка-бочка» и так далее), у него не слишком большой пассивный словарный запас, и главное – он визуально не все понимает. Смотрит на конфету – говорит «ящик», смотрит на мячик – говорит «кружок». Логопед этим сильно обеспокоена, но надо понаблюдать – я что-то вообще такого за ним не замечала. Правда, мы все так счастливы, что он заговорил, что, конечно, не обращаем внимание на мелочи. Я надеюсь, что летом логопед будет с ним чаще заниматься и прогресс будет еще более быстрым.