19 октября, 2013 Распирает меня. Марк тут опять попросился на «Кармен» – в прошлом году, когда мы ходили на «Кармен» на французском, он сразу после спектакля сказал, что хочет на русском послушать, но потом энтузиазм ожидаемо пропал. Все-таки опера целиком ему не очень нравится, он любит выборочно куски слушать. Ну и на французском само действие ему было скучновато – непонятно, что происходит. Так что я не думала, что он попросит повторить. Но тут выяснилось, что «Кармен» на русском идет в Детском музыкальном театре, я ему предложила, и он неожиданно захотел. Соскучился :). Ну так вот. Взяли с собой для поддержки бабушку Инну и дедушку Толю, которые, конечно, когда-то на «Кармен» ходили, но еще до моего рождения, полагаю. Бабушка сначала думала дедушку не вовлекать, потому что билеты мы покупали заранее, а у дедушки всегда очень непредсказуемый график, но потом мы решили все-таки взять четвертый билет и позвать хоть кого-то, если дедушка не сможет. Потому что у меня не было сомнений, что мы будем сидеть только до первого антракта, а потом пойдем домой. Ну а бабушке одной было бы некомфортно досматривать до конца. Так вот зря я переживала. Марк досидел до конца этого невероятно длинного спектакля! 3,5 часа! В каждом антракте (а их два) я ему предлагала пойти домой, если он устал, но он отказывался. Хотел смотреть дальше. И немного скис только в первой части третьего акта, которую я и сама не люблю. Вот эта часть про контрабандистов – она скучноватая в смысле музыки. Еще мы с Марком не любим кусок, где Микаэла объясняется с Хозе в первом акте, но если год назад он в этом месте совсем заскучал и ждал, когда мы пойдем домой, то тут он просто терпеливо переждал скучняк и включился обратно, когда Кармен начала драться с подругами. Контрабандисты в третьем акте ему дались тяжело, но это было уже после 10 вечера! Он в этот момент обычно давно спит. А во второй части третьего акта вновь сел стрункой с вытянутой спиной и во все глаза смотрел, чем дело кончится. Вообще смотреть на русском было намного более правильной идеей. Потому что, во-первых, узнаваемые слова (тут, правда, была страшная подстава – был не тот перевод, в котором он слушал дома оперу Большого с Образцовой, и если взрослым можно было разобрать слова, то Марку было тяжеловато. Он, например, очень любит в самом начале подпевать «Странный народ, куда спешит…», а тут было «Толпы зевак сюда бегут». И даже то, что поет Тореадор, было непривычным, хотя казалось бы). А во-вторых, можно было хоть как-то вникать в сюжет. Постоянно меня спрашивал, что происходит, и вопросы были вполне по теме (ну пару раз он, конечно, спросил, насколько в Японии больше времени, чем у нас, но в целом спрашивал в основном про Хозе и остальных). Общей картины у него не сложилось, но вот вообще лично мне кажется, что если книжку не читать или хотя бы либретто, то ни черта понять нельзя никому, не только шестилетнему мальчику. Сюжет крайне условен. А поскольку мой мальчик довольно-таки смутно себе представляет, как устроены отношения между мужчиной и женщиной (то есть мы не то, что не добрались до вопроса «откуда дети берутся», а он, по-моему, даже не думает, что мужчина и женщина любят друг друга), то в целом сюжет ему, конечно, непонятен был. Но зато содержание каждой отдельной арии я ему проясняла, и он все понимал. Немного разнервничался, когда Хозе подрался с капитаном, поэтому я сама начала переживать, как же он тогда финал воспримет. Мы ж в первом ряду сидели, все перед глазами. Я-то не думала, что мы до финала доберемся, поэтому ему и не объясняла, чем все кончится. Он вообще про сюжет не думал до спектакля. Я ему, конечно, в прошлый раз рассказала, кто есть кто, но ему настолько наплевать на смысл, что он даже забыл, что Кармен – это женщина. На вопрос «Кармен – это человек или вещь?», вчера до спектакля уверенно ответил «Вещь!». Ему музыка нравится, а сюжет безразличен. Ну в общем, пришлось рассказать, что Хозе Кармен убьет, но это понарошку, не по-настоящему, только в спектакле, а так она жива будет. И хотя в момент убийства Марк все-таки поднапрягся, обошлось без сложных переживаний :). Сегодня он еще помнит, что все кончилось тем, что Кармен умерла и что ее убил Хозе, но за что он ее убил – это уже мимо прошло. По-моему, мы никому не мешали, хотя, конечно, высидеть спокойно 3,5 часа такой маленький ребенок не в состоянии. Он постоянно крутился, сползал вниз-вверх, снимал ботинки (я тупок, не взяла ему кроссовки и ему было жарко), но все это без отрыва от просмотра. Ну и спрашивал меня все время, что происходит, но тихонько-тихонько. В конце очень расстроился, что мы без цветов пришли, но в конце он уже был такой уставший, что расстраивался всему. И отрубился дома за минуту до того, как коснулся подушки. (Что не помешало ему вскочить в 7:30 утра!!!!!!). Я счастлива, а уж как бабушка счастлива… И все-таки интересно у Марка голова устроена. Он слушает ровно три классических произведения – «Пер Гюнт», 9-я симфония Дворжака и вот «Кармен». Круглосуточно. Беспрерывно. Если б не было айпада и если бы Марк не забывал заряжать свой плеер, мы бы его вообще не слышали, он бы жил в наушниках. «Пер Гюнт» и «Кармен» нравятся выборочно (причем «Пер Гюнт» – не «В пещере горного короля», хотя и она, а что-то куда более занудное на мой взгляд), Дворжак – целиком. Послушать что-то еще отказывается. Музыка, которую слушаем мы с Лешей, ему не нравится вообще. А, вру. Ему еще нравится какие-то попсовые оперные арии со сборника, который у нас в машине. Типа «Фигаро». То есть вообще расширить можно было бы репертуар. Но сделать это можно, только тыкая пальцем в небо. Потому что, например, «Славянские танцы» Дворжака ему совсем не нравятся, хотя, по-моему, они схожи с 9-й симфонией. То есть надо просто угадать. А поскольку я полный лопух в классике, гадать не получается. Ставила ему Чайковского – не нравится (мне тоже :)). Короче, надо как-то подумать, что ему еще предложить.