Во вторник после турнира (это я все про ноябрь, про праздники и каникулы) отправились на экскурсию по метро – Марк уже давно хотел, чтобы мы съездили по метро и успел до дыр засмотреть карту из «Московского ралли».

Эта экскурсия и всем, кроме Марка, понравилась намного меньше, чем по Арбату. Какие-то странноватые задания, странноватые станции выбраны, ну и принцип непонятен.

20141104_150128
Марта кормит птичек на Кропоткинской

20141104_150458
Марк ищет, где мы находимся и куда нам ехать

Начиналось все оооочень удачно на Кропоткинской – именно там, где Марк сыграл свой турнир (в Центральном доме шахматиста на Гоголевском бульваре). Там надо было определить, все ли колонны одинаковые. В ответах было написано, что некоторые иеют 10 граней, остальные по 4, но что-то мы обнаружили еще какие-то разновидности. Заодно обсудили, что цветки лотоса — это из древнеегипетской культуры (каждую десятигранную колонну украшал цветок лотоса). Архитектор задумал, что станция должна была быть похожей на дворец Амона Ра в Карнаке. «Кропоткинская» должна была стать подземным вестибюлем Дворца Советов, который должны были построить на месте храма Христа Спасителя, но не построили.

20141104_154413
Марк отвечает на один из вопросов

Потом поехали на Комсомольскую, чтобы узнать, к каким там вокзалам можно выходить. И изучили, что означает надпись «КИМ» на каждой колонне. Дети не впечатлитись, надо сказать. Там только слово «молодежь» понятно, да и оно абстрактно даже для Марка.

Дальше надо было перейти на Кольцевую (Марка она завораживает). Надо было отвечать на вопрос, зачем эта линия нужна, и Марку вариант «чтобы кататься в метро без конца» казался намного более убедительным, чем все идеи с ездой с минимальным количеством пересадок.

На Комсомольской-кольцевой надо было найти портреты всяких полководцев — Кутузова, Невского и Суворова. Это уже Марте больше понравилось, картины рассматривать. И очень ей понравилось следующее задание — рассматривать витражи на Новослободской.

Потом надо было ехать на Маяковскую и по пути думать, как станция использовалась во время Великой Отечественной войны. По мне, так лучше было бы еще о чем-то подумать. Хотя Марк вник, он сейчас со своими фильмами о супергероях в теме всяких бомбежек.

20141104_160809
Один из переходов

На «Маяковской» велено было найти, какого растения нет на мозаиках — сакуры, подсолнуха или яблони. Сначала пришлось забить все эти растения в Гугл, чтобы определить, как они выглядят (ну кроме подсолнуха, понятное дело). Предложенное богатство вариантов было так велико, что мы, конечно же, нашли все растения на мозаиках, хотя сакуры в реальности там, разумеется, не было (вся композиция целиком называется «Сутки страны Советов» и там, конечно, сакуры быть не может, она из другой страны :)).

Дальше уехали на «Театральную», чтобы узнать, что там за театры. Оказывается, это единственная станция в метро, с которой можно перейти на две другие, которые при этом между собой переходом не связаны (то есть чтобы с «Охотного ряда» перейти на «Площадь революции», надо чесать через «Театральную»).

С «Театральной» надо было перейти на «Площадь революции» и там подсчитать ступенки в переходе. Это всем понравилось :).

И на «Площади революции» всем понравилось — там надо было найти всех персонажей, которые приносят удачу, ну и потереть им носы, ботинки и так далее (не хочу думать о том, насколько это все чистое). Вот там мы оббегали всю станцию и все потерли. Тереть надо было собаку пограничника, петуха, чекиста, студентки и молодого ученого. Оказывается, там всего 76 фигур, из которыз 18 повторяются четырежды, а две — дважды. В том числе и те, которых надо тереть. Так что работы было непроворот.

20141104_163637(0)

Потом уехали на «Киевскую» — там надо было изучить панно в честь трехсотлетия воссоединения Украины с Россией (очень актуально), ну и вообще насладиться красотой. Вообще «Киевская» очень красивая, но все-таки, чтобы оценить, надо, чтобы там не было народу. А народ там был.

После этого ушли на «Киевскую» кольцевой линии, чтобы там искать портрет Пушкина. Потрет опять-таки сначала нашли в Гугле, чтобы легче искалось (почти везде в метро очень шустрый бесплатный вай-фай). Мозаика называется «Пушкин на Украине» и вообще все 18 мозаик на станции посвящены дружбе России и Украины.

На «Павелецкой» предлагалось отвечать на вопрос, почему сейчас там мозаика «Рабочий и колхозница», а раньше был портрет Ленина и Сталина, но мы не стали вдаваться в подробности культа личности. И вообще к этому моменту уже подустали — все-таки народу много, а главное — шумно.

Доехали до последнего пункта («Автозаводская»), посчитали там количество мозаик и поехали домой.
В общем, мы очень устали от этой экскурсии и нельзя сказать, что много почерпнули. Арбат – летом, на солнце, на улице – был повеселее.

В каникулы Марта с Оксаной стали устраивать кулинарные уроки. В первый день сделали пельмени. Красивые – жуть! Мясо суховатое вышло – надо было Оксане подсказать, что в индейку лучше еще кабачок или картошку положить, а то она с индейкой дела не имела раньше. Но Марк лопает – за ушами трещит. И папе нравится. Каза, конечно, не ест – она вообще ест только макароны – но лепила с упоением.
20141105_192430

А на следующий день к нам пришли Рон с Даниэлой, потому что их родители работали и некому было сидеть, и они еще и пирожки сделали. Ну точнее так – Марта с Оксаной поставили тесто, которое должно было дойти к приходу Даниэлы. Ну вот когда Даниэла пришла, стало уже так весело и без теста, что никто, кроме Оксаны, пирожки лепить не стал. Вышло упоительно вкусно.
Следующими пунктами у них плов и домашняя пицца.

Кулинарная активность объясняется тем, что врач запретил обоим есть курицу, поэтому мы теперь пляшем вокруг индейки, а ее в готовых формах гораздо меньше, так что приходится фарш крутить самим, котлеты лепить самим, фрикадельки делать самим, а я это все успеваю только в выходные. Ну вот, попросила Оксану, чтобы она Марту учила, ну и заодно готовила. Марк может съесть сколько хочешь котлет – я делаю маленькие, он за раз съедает штук пять. Каза именно котлеты не ест, но фрикадельки в супе точно из того же фарша лупит как следует, просит еще добавки. А вообще идей у меня маловато, что им еще можно сделать. Марта очень консервативна, ее трудно говорить попробовать. Марка нетрудно, но что ему предложить-то? А ест он сейчас очень много, чуть ли не больше папы и постоянно голоден.