Попробовали недавно новый вариант походов в музей. Нельзя сказать, что мы прикладывали раньше много усилий к тому, чтобы их приобщить, но даже если бы прикладывали, результат был бы, думаю, таким же – на пятой минуте оба начинают киснуть и тянуть «скууууучно». Апофеозом вот этого «скуууучно» стал день рождения Зои, где наши дети вели себя очень средне (особенно Марк) и сообщали, что им скучно, непосредственно экскурсоводу. Притом, что там была сравнительно развлекательная программа, а не обычная экскурсия с малопонятными словами. Короче говоря, решили, что надо как-то прививать культуру хождения в музеи – не в смысле поведения, а в смысле интереса к происходящему.

Вообще я тоже малокультурна и мне тоже в детстве в музеях было «скууууучно». Так что я понимала, что тут надо найти какой-то подход, а не просто выбрать музей поприличнее (в дополнительных усилиях по развлечению не нуждается только Экспериментариум). И в процессе поиска наткнулась на «Увлекательную прогулку» — проект, который водит детей по музеям и сам проводит экскурсии. Суть в том, что такая экскурсия представляет собой нечто вроде квеста – дети по ее ходу ищут ответ на заранее поставленный вопрос и постепенно «через тернии» 🙂 приходят к правильному ответу.

Единственное, что меня смущало, — они работают в очень ограниченном числе музеев и музеи эти достаточно специфические. Например, Музей музыкальной культуры. Или музей ретро-автомобилей. Короче, не общеупотребительные там музеи. Для первого раза выбрали Палеонтологический музей – там, в принципе, должно было быть неплохо и без специальных ухищрений.

Накануне, где-то за неделю, на почту приходит письмо от Квака (персонаж книги Арнольда Лобела), в котором рассказывается, что Квак и Жаб провалились в некую пещеру, нашли там на стене изображение животного и какие-то следы, и теперь хотят узнать, что же это был за зверь. Письмо можно распечатать в двух вариантах – для школьников и для дошкольников (при регистрации надо указывать возраст детей, и для записи доступны только те экскурсии, которые подходят по возрасту). То письмо я не сохранила, так что могу показать только письмо, которое нам прислали уже к следующему приключению.


Мы с Лешей распечатали письма, и я еще специально купила конверты и распечатала фото Палеонтологического музея.

Не могу сказать, что Марк с Мартой сильно впечатлились этими письмами, но воскресенья очень ждали и письма взяли с собой, чтобы там искать ответ на вопрос Квака.

Организовано все блестяще. За полчаса до начала в фойе начинает дежурить представитель «Увлекательной прогулки», которая принимает оплату и трындит с теми детьми, что уже пришли. Если взрослый хочет присутствовать на «приключении», то ему надо купить отдельный билет. Детям билеты дополнительно покупать не надо.

В воскресенье в музее оказалось очень много народу, я минут 10-15 стояла в очереди в кассу, зато в гардероб мы шли без очереди – для «Увлекательной прогулки выделяется отдельный сектор в гардеробе и раздеться там можно самостоятельно.

Каждому ребенку выдается специальная сумочка с окошком, куда вставлен бейджик с именем. Сумочки разного цвета – все дети делятся на 3 команды в зависимости от возраста. Марк сразу уверенно заявил, что Марта должна быть в его команде, обнял ее и не отпускал от себя, но организаторы все-таки, хотя и не без труда, уговорили их расстаться. Впрочем, несколько частей программы были общими, так что они несколько раз пересекались в музее.

Начинается все с того, что один из ведущих (всего их трое, по количеству групп), проводит с детьми что-то типа зарядки «давайте мы сделаем когти, как у динозавра, зубы, как у крокодила, а теперь нападем, а теперь будем защищаться», и прочее. Поскольку приключение было на возраст 5-9 лет, зарядка прошла на ура. Вроде бы попсовое развлечение, но на самом деле оно очень нужно даже девятилеткам, которые к моменту входа в музей взвинчены дорогой и ожиданием приключения. Марк с Мартой тут же перестали обращать на меня внимание и сосредоточились только на экскурсоводах. Зарядка закончилась тем, что все прикоснулись к «шару познания» и разделились на команды.

Марте повезло – в своем возрасте она была одна, так что ей достался личный экскурсовод Дима. И поскольку она немного все же тушевалась, то попросила, чтобы я ходила с ней, а не с Марком.

Да, забыла сказать. Организаторы заранее просят взрослых не приближаться к экскурсии ближе, чем на 3 шага. Понятно, что никто не требует строго соблюдать это правило, но так же понятно, что лучше действительно стоять подальше, чтобы не было соблазна подсказать, ну и чтобы дети на родителей не отвлекались. Поскольку Марта была одна, мне трудно было подойти к ним поближе незаметно, так что я не все слышала, что рассказывал Дима (а мне хотелось! я тоже ни черта не знаю про динозавров).

Вот, на мой взгляд, это идеальный формат экскурсии. Начали они с того, что подошли к банке с какой-то зеленой штукой внутри и начали обсуждать, зачем миру нужны были цианобактерии и что вообще тогда, стотыщмиллионов лет назад плавало в море. При этом Дима не рассказывает, что там было, а задает Марте наводящие вопросы, чтобы она сама догадалась. Таким образом она не выключается ни на секунду, потому что ей все время надо придумать, а почему же так. И каждый следующий экспонат логически вытекает из предыдущего – типа «а зачем растениеядным такой большой, толстый и плоский зуб? А, для перетирания листьев. Так, а вот это динозавр – он хищник или растениеядный? Давай определим по зубам. О, растениеядный. Тогда давай определим, зачем же ему в горле такая трубка», — и так далее. Судя по тому, какой информацией обменялись после всего Марк с Мартой, рассказывали им примерно одно и то же, но разными словами.

Где-то минут 40 они бродили по музею, разгадывая логические загадки, а потом встретились в одном из самых больших холлов (не зал, а именно холл), чтобы устроить там «реконструкцию». То есть по ходу экскурсии им раздали роли, и они в течение 10 минут устроили мини-представление на тему «как развивалась жизнь на Земле». Кто-то был солнцем, кто-то водорослями, кто-то рыбами, кто-то земноводными и так далее. По большому счету, никакой образовательной нагрузки это представление не несло, зато дало всем возможность перевести дух и «отвлекнуться», как говорит Марк.

Потом следующая часть экскурсии в том же стиле, что и первая. За каждый правильный ответ выдается карточка «молодец», которые они складывают в сумочку с бейджиком. Причем, чтобы шанс был у всех, ведущий задает вопрос и спрашивает всех – то есть каждый высказывает свое мнение, и авторы правильных получают по карточке. Понятное дело, что если правильный ответ дал уже первый, все остальные за ним повторяют, но это не идет во вред процессу.

Так они ходили еще минут 40 (я опять с Мартой), а потом устроили перерыв на попить – заранее выяснили, кому какой сок выдавать, а кому вообще воды! Правда, с моими немного перепутали – не обратили внимание, что Марте сок, а Марку воду, и выдали обоим воду. Но не обломались, когда Марта попросила и ей соку выдать.

После этого пошли выяснили, что же за животное было в пещере у Квака – нашли этот рисунок. Обсудили различия между африканскими и индийскими слонами и мамонтами и вернулись обратно к холлу у входа для заключительной части.

Оказалось, что по ходу экскурсий каждая группа придумывала загадки про динозавров для всех остальных, так что потом они еще и загадки поразгадывали, причем эти загадки были разделены по возрасту – на те, что в зеленых шарах, могли отвечать лишь малыши, на желтые — Марта, ну и так далее.

Заключительная часть представляла собой аукцион – на заработанные «молодцы» можно было приобрести призы. Тут я напряглась (и Марк заодно), потому что ясно было, что у кого-то этих «молодцов» больше и желаемый подарок может мимо пролететь. Но и тут все было очень правильно продумано. Сначала ведущие показали все возможные варианты подарков – блокнот, какая-то ручка необычная, фонарик и так далее. Все определили, какой они хотят подарок, потом начался аукцион. Оказалось, что количество экземпляров каждого подарка совпадает с количеством детей – то есть 15 блокнотов, 15 ручек и так далее. А большее количество «молодцов» просто дает тебе право первого выбора цвета или еще каких-то особенностей.

И это еще не все! После этого каждому выдали в подарок книжку (про динозавров, конечно же), к которому прилагалось письмо с вопросом по этой книге. Ответишь в течение какого-то срока – на следующем музейном приключении будет тебе приз.

Правда, этой последней идеей оба не прониклись – даже в момент вручения не сказали, что будут читать сразу же, как домой придут, а потом уже конечно под валом событий и не вспомнили. Ну и ладно.

На волне успеха записались еще на парочку экскурсий, посмотрим, как оно там будет.