Нас пугают, что уже с завтрашнего дня начнется резкое похолодание, поэтому мы в последний «хорошепогодный» день решили с Марком отправиться в зоопарк.

Вообще он уже пару раз там был, но, по-моему, оба раза ему там не понравилось. В первый раз он был очень маленький, и ему было плохо видно из-за спин, да еще к тому же и холодно было, а во второй раз в зоопарке было очень людно, и хотя Марку было интересно, он явно стушевался из-за скопления народа. А сегодня все прошло идеально. Во-первых, дети отправились в школы и детские сады, так что животных мы смотрели с комфортом.

Так вот, сегодня мы с Марком видели:
— лебедей
— уток
— страуса
— кенгуру
— белого медведя
— обезьян разных видов
— кур разных видов
— лошадей
— горных козлов
— зубра
— зебр
— жирафа
— ну и голубей, конечно

Во-вторых, все животные не просто, как они это делают обычно, «сидели там где-то в норке», а выступали на публику. Медведь прям перед носом Марка купался в пруду и чесал пузо о камни, лебедь хлопал крыльями и что-то кричал, горные козлы подрались и стучали рогами, петух кукарекал, а что выделывали обезьяны — это я не берусь описать, но они это тоже делали в двух сантиметрах от моего сына, и сын смотрел на все это с открытым ртом.

Кроме того, Марк катался на колесе обозрения, прыгал на батуте и катался на карусели, а еще мы с ним насчитали 62 канализационных люка (Марк сменил спутников жизни — он теперь любит не шлагбаумы, а вот эти люки). И я его еле утащила из зоопарка, так ему там понравилось.

В понедельник первый раз сходили на новый кружок (наш прошлогодний то ли разорился, то ли переехал). Пишу для себя, так что тут щас будет «многа букафф». Предполагалось, что это будут сорокаминутные занятия «без мамы», что меня очень устраивало – я хочу потихоньку научить его обходиться без меня. Предполагалось, что на эти занятия будут ходить дети от 2,5 до 3,5 лет. На деле же вышло, что двое из пяти детей – младше двух лет, причем один из них кушает сисю примерно раз в 10 минут. И я думала, что буду с боем добиваться права посидеть на занятии первые 10 минут, чтобы Марк привык к обстановке, а оказалось, что все мамы и не думали оставлять своих деток. Ведет кружок доброжелательная, но довольно бестолковая девочка. У меня сложилось ощущение, что она вообще дебютирует в роли преподавательницы. И ей просто не хватает опыта. Например, она не учитывает, что, занимаясь с такими маленькими детьми, нужно все приготовить заранее – двухлетка и даже трехлетка не могут ждать, пока ты расставишь стаканчики, в которые надо будет насыпать бусинки. Стаканчики уже должны стоять, иначе дети начинают разбредаться по пространству и собрать их невозможно. Стаканчиков не было, листов для рисования тоже, ну и так далее. Кроме того, программа все-таки рассчитана именно на детей старше двух лет. И когда малыши не справлялись с заданиями, преподавательница терялась и не знала, что ей делать. В результате старшим детям было просто скучно и они не понимали, зачем они вообще пришли. В общем, пока из этих занятий я вынесла только одно – Марк достаточно взрослый, чтобы безболезненно остаться без меня на час, он вполне успешно выполняет указания учителя, он справляется с упражнениями, рассчитанными на его возраст, короче, он не тупок. Но ходить в этот кружок вроде нету смысла – делать то, что умеют двухлетки, вроде глупо, мы это, во-первых, переросли, во-вторых, я это и дома могу с ним делать и мы дома с ним и так занимаемся. А общения (за которым, собственно, мы и тянулись) там никакого нет, потому что малыши не разговаривают еще. Ну и в целом условия мне не нравятся – маленькая пыльная комнатка, минимум игрушек, общая совковость и (для меня существенно) совковый спортивный зал за стеной, где занимаются то ли охранники, то ли просто местные качки, откуда постоянно несется мат. Мелочь вроде, но меня коробит. В общем, пока склоняюсь к тому, что будем ходить в «Сему» — тот же кружок, в который ходили на Каховке. Внешне он производит приятное впечатление, надо будет туда сходить на пробное занятие.

Марк сильно подрос, и с дневным сном произошли существенные изменения – если раньше он отрубался и спал по три часа, то теперь он вообще может днем не спать. И укладывания у нас проходят следующим образом: мальчик переодевается в пижаму, внимательно слушает книжку, потом поворачивается на бочок, закрывает глазки и, замерев, ждет, когда за мной или няней закроется дверь. После чего моментально вылетает из кровати и начинает кружить по комнате в поисках игрушек. Через пять минут я захожу его проведать и вижу две пятки, стремительно сверкающие в сторону постели. Марк взлетает в кровать, вытягивается на подушке, накрывается одеялом (процесс занимает менее 4 секунд) и делает вид, что так и было, а остальное мне просто показалось. Я ухожу, а еще через десять минут в комнате раздается грохот, и я иду обратно. Всепонимающий Марк с готовностью сдает «запрещенные ко сну предметы» — колбаску пластилина, раскраску, машинку и магнитик (то, что ему удалось найти при по возможности бесшумном поиске). После четырех-пяти заходов он, как правило, засыпает, но пару раз бывало, что он вообще не устаканивался, и приходилось его поднимать. Тот же ритуал мы совершаем и вечером. Вчера, разозлившись, я ему объявила, что я больше не разрешаю ему вставать с кровати и что «в доме должно быть тихо». В результате когда мы пошли выключать ему ночник, обнаружилось, что он спит в обнимку с фартуком для рисования из Mothercare. Фартук висел на спинке стульчика, который стоял у кровати (я ему читала перед сном). Мама запретила вставать – Марк и не вставал. Но до фартука можно было дотянуться и так, а игралось им в ночи все равно неплохо.