16 сентября, 2009 Похоже, у Марка все-таки моторная алалия. Впервые эти слова прозвучали в мае. Тогда невролог сказала, что если в ближайшее время Марк не заговорит — значит, скорее всего, речь идет именно об этом заболевании. Летом она решила его не лечить, новые лекарства прописывать не стала — она, а вместе с ней и мы, возлагала большие надежды на поездку в Болгарию, на смену обстановку и на «положительный стресс». И Марк в очередной раз сделал большой шаг вперед в развитии, но этот шаг никак не касался речи, увы. Он до сих пор не говорит не то что ни одного слова, а даже ни одного звука. Он только говорит «э» (и даже это не звук, а такое «хаканье», как при поднятии тяжестей), когда что-то хочет, и все. В последние дни вдруг прорезалось «вавава» и «бабаба», но это тоже не значащие слова, а просто возгласы радости. И даже их он произносит очень редко. Первичный интеллект сохранен — это значит, что Марк обычный, достаточно развитый, мальчик, который просто не умеет разговаривать. Он знает буквы и цифры, он даже сложил со мной слово «Марк» на магнитной азбуке, он знает цвета, размеры, марки всех машин, животных, умеет клеить и лепить, с лету с удовольствием выучивает упражнения по пальчиковой гимнастике, умеет одеваться и раздеваться, самостоятельно есть (ну это без особой охоты, но тем не менее), он ходит на горшок (в том числе и сам, без дополнительного упрашивания). Короче, не вундеркинд, но и не отсталый. Но с речью — беда. И пока неочевидно, что он заговорит. Он прошел все этапы речевого развития, от гуления до бессмысленных слогов, но когда должен был начаться этап «сознательного говорения» — остановился. Последний раз какие-то звуки (не считая «э») он говорил год назад — тогда он изображал, что читает книжку. Потом умолк и сейчас, в два года девять месяцев, стало ясно, что надеяться на прорыв не приходиться. Он уже пропил курс пантогама и ноотропила, и результаты были вполне впечатляющими — до пантогама он не ходил на горшок и даже на имя свое не откликался в два года, ноотропил тоже поспособствовал развитию, но речь это не подтолкнуло. Когитум, на которые возлагались большие надежды, дал сильную аллергию. Теперь, когда ясно, что речь, скорее всего, идет все-таки о заболевании, будем это заболевание лечить. Если это алалия — то на исправление ситуации уйдет много лет, до школы уж точно. Пока нам прописан курс уколов кортексином. Сейчас должны начать заниматься с логопедом. Непонятно пока, что делать с садом. В обычный его вообще не берут, потому что очередь до нас не дошла. Может быть, в октябре нас в сад и возьмут, но я не уверена, что ему вообще в обычный сад стоит идти. Туда же не походишь через день. И если туда ходить 5 раз в неделю, то что тогда делать с занятиями? Возможно, стоит прорываться в логопедический, но, во-первых, невропатолог не советует (а логопед — наоборот), во-вторых, туда вроде бы не берут с трех лет, в-третьих, поди еще туда попади. С одной стороны, ему надо общаться с детьми, с другой — адаптация к детскому саду почти наверняка будет непростой, и стоит ли этой адаптацией осложнять ему жизнь? В общем, пока я настроена хотя бы два-три месяца позаниматься с логопедом, а уже потом принимать решение. Но на всякий случай к районному логопеду записались — как я понимаю, это первый шаг на пути в логопедический сад.