18 мая, 2015 Надо ответственно написать про учебный год, раз уж он для нас закончился, хотя писать особенно нечего. Марта резко повзрослела, но все равно очевидно, что в первый класс ей совсем-совсем рано. С наслаждением стала читать – берет книжку типа «предложение на страницу» и чешет до конца. При этом ей все равно, что читать. Прочла «Дядю Степу», половину не поняла, но получала наслаждение от процесса. После Нового года ушла с кружка «Театр детской книги» и пошла на кружок творчества (поделки всякие, короче). Вообще она была согласна ходить сразу на оба кружка, но «Театр» идет дважды в неделю, а «Творчество» — один, и этот один как раз пересекается с «Театром». Ходить только на половину занятий в «Театре» Марте не разрешили (хотя, по-моему, могли бы), так что она чуть ли не впервые в жизни сделала серьезный выбор сама. Творчество ей очень-очень-очень нравилось, она вообще очень расположена к этим поделкам. Ей очень нравится процесс, когда из чего-то бесформенного одноцветного получаются всякие мамонты с шерстью, деревья, цыплята и так далее. В «Тинке» она чувствует себя совершенно расслабленно, хотя иногда и настороженно. В этом году «Тинок» сбавил обороты – то ли прислушался к нашей с Женей критикой, то ли решил именно нас обеих не вовлекать в процесс, но участие в жизни детского сада у нас с Женей было намного менее активным, чем год назад. У Марты в группе даже выпускной не стали организовывать, вот до чего дошло! Очень за год подружилась с няней Оксаной. Обнимаются, целуются, что-то вместе делают все время. В следующем году Марта пойдет в группу, куда ходила Даниэла – подготовка к школе, которая не до пяти вечера, как было у Марка, а до часу. Там поспокойнее, ну и забирать можно будет обоих в одно время. Научилась плавать. Ну еще не как Марк, но если раньше она плыла так – задерживает дыхание, ныряет, проплывает сколько может и хватается за бортик, то теперь она поднимает голову, набирает воздуха и плывет дальше. У Марка изменений в жизни произошло намного больше. Ему определенно понравился первый класс. Нельзя сказать, что он с кем-то особенно подружился – никого в гости не звал и его никто не звал. Но он с огромным наслаждением оставался на продленке и ходил туда даже тогда, когда ему гулять уже было нельзя и ему приходилось сидеть этот час в коридоре с книжкой и ждать, когда все нагуляются. Учился он очень хорошо. Учительница говорит, что он – один из немногих, кто помогает ей сохранять внимание класса и не отвлекается во время урока. Посоветовала нам подумать о смене школы после началки – наша школа очень нежная и трепетная, поэтому боится перегрузить детей и давать сложные или объемные задания. В началке это не так важно, но в средней и старшей школе лучше уже обращать внимание на образование, а не на обстановку. Точнее, искать место, где не будут думать, что ребенку будет очень плохо от пары лишних домашних заданий. Ну мы пока и так думаем, что надо обоих будет забрать после началки. Пока же загружаем его помимо школы — сейчас он сам занимается математикой по программе второго класса, ну и весь год ходил на сильный математический кружок. В конце года он участвовал в математической олимпиаде, которую устроил этот кружок, и занял третье место (ну там как обычно – несколько первых мест, чуть больше вторых и штук 30-40 третьих. А участников – больше 400. Молодец, короче). Математические способности вроде бы сохраняются, хотя он перестал показывать фокусы со сложными подсчетами в уме. Ну иногда считает, но не постоянно. Интерес к чтению не проснулся. Я его прошу читать по главе в день, и он так и делает, и даже говорит, что интересно, но сверх этой одной главы никогда не читает. В шахматах сенсации не случилось – он занимается дважды в неделю по 2-3 часа с преподавателем дома и еще раз в неделю ходит на двухчасовое занятие в школу, но прогресс умеренный. Задачи вроде бы хорошо решает, а партии не выигрывает. И вообще с шахматами сложнее чем с математикой. Математика проста – сел за учебник и чеши себе вперед, пока не дойдешь до конца урока. С шахматными задачками Марк очень быстро впадает в отчаяние, верит, что решения нет, что он не сможет, сразу плачет – ужас чо, короче. Ждет меня, чтобы решить, а я прихожу не рано, и вообще я не могу потратить весь вечер на него, Марта-то тоже меня ждет. Выхода пока не нашли, так и ковыряемся. Ну посмотрим, как летом будет.