Третье секретное место требовало дополнительной подготовки и усиления состава – мы, наконец, добрались до «Этномира».

«Этномир» — громадный парк в Калужской области. Задумка такая – в этом огромном парке (его действительно трудно за день обойти, даже если почти не останавливаться на «достопримечательностях») показаны кусочки из жизни разных стран мира. Парк начинается с очень длинного здания, которое фактически представляет собой череду «этнических отелей» (караван-сарай, что-то китайское и так далее). Завершается это здание длинной «улицей мира» — улица протяженностью, мне кажется, метров 500, и по обеим ее сторонам стоят плечом к плечу павильончики-комнаты, посвященные разным странам. В каждую можно зайти и поучаствовать в этническом мастер-классе – обучение китайской каллиграфии, гончарному мастерству и так далее. Все мастер-классы входят в стоимость билетов. Это все в помещении и под крышей – это улица фактически громадный двухэтажный коридор.

На улице же парк поделен на несколько больших зон – славянские дома Украина-Россия-Белоруссия, потом всякие древние и не очень сибирские юрты, потом большой кусок Азии с Китаем, Непалом, Индией и будущей Японией. Наверное, что-то еще есть, но мы не все обошли.

Дополнительная подготовка требовалась, потому что мы позвали с собой и Гармошек, и бабушку Инну, и в таком составе уже не помещались в машину. Поэтому взяли с собой на подмогу еще и дедушку Толю, который как раз сейчас удачно находится в процессе перехода с одной работы на другую и временно свободен.

Парк оставил двоякое впечатление. С одной стороны, дети были там НЕРЕАЛЬНО счастливы. Вот прямо секретное место мечты. С другой, вся эта этнография прошла мимо нас, ну и я очень не люблю, когда за каждый пук надо платить дополнительно и мучительно объяснять, что вот это мы уже не будем делать, потому что мне жалко денег за катание на обычнейшей карусели в 100 км от Москвы и не за этим мы сюда приехали.

Ну мы немного и сами виноваты, неправильно подготовились. Правда, это было не в наших силах, этого заранее не учтешь, пока не увидишь.

Пока собрались, пока вышли, пока доехали (90 км, причем в одном месте еще и в пробку попали, потому что я не стала проверять по навигатору и приехала точняк в ремонт дороги) – оказалось, что время обеда. С детьми надо идти туда, где точно будет то, что они едят – то есть макароны, картошка фри, пицца, вот это все. «Туда, где точно будет» оказалось в самом конце этой «Улицы мира», и мы ее в хорошем темпе прошли насквозь, только намечая, что «вот сюда и сюда» хорошо бы потом вернуться.

Пиццерия, где мы ели, была на втором этаже, и из окна открывался прекрасный вид на аттракционы, так что шансы на мастер-классы на улице мира были утрачены сразу. Все четверо тут же объявили, на чем именно они собираются кататься, и было бы жестоким включить назидательность и сказать «мы приехали за культурой!». К тому же была прекрасная погода, солнышко и вообще жара, так что жалко было торчать в помещении. Поэтому решили, что мы по-быстрому сиганем на парочке аттракционах, а потом уже пойдем по всякой этнографии на улице.
Про аттракционы нечего особенно сказать – как, впрочем, и про этнографию.

Рядом с аттракционами была славянская зона. Ну так вот украинский кусок был частично закрыт (вот просто замок и все, без всяких объяснений), а в открытых домиках предлагалось купить меду. Очень этнографично да.

Русский дом – громаднейший красивый терем – тоже был закрыт, правда, с объяснениями. Там летом проходит детский лагерь и вход туда доступен только детям из лагеря.

В общем, пошли тогда к белорусам в надежде на дружественное понимание. Понимания не встретили – в первом же доме сидела толстая противная тетка, которая мерзким тоном объявила, что ее не волнуют наши билеты и что мастер-класс по мыловарению стоит 400 рублей. Никакой вежливости и приветливости, один мыльный запах.

Ну, мыло мы можем и дома сварить, за 400 рублей-то, так что пошли дальше. Дальше мерзких теток уже не было, но принцип «любой пук стоит денег» сохранился. Пуки не всегда были этнографическими – например, плетение было вполне себе аутентичное, а рисование на кружках примерно такое же, как и в любом наборе, который в детском магазине продается.

Музей пчеловодства тоже просто закрыт, без всяких дополнительных пояснений.

Короче, славянский угол нам не понравился. К тому же я сразу объявила, что вообще через все эти дома двигаемся к Лабиринту (он был заявлен на сайте), так что все рвались в лабиринт.

Лабиринтов оказалось аж четыре штуки, и мы прошли их все (три настоящих, и четвертый «семиповоротный» был выложен камнями на земле).

Начали с панда-парка – организаторы, как я поняла, просто арендуют часть парка, поэтому для входа на эти лазилки надо покупать отдельный билет. Мы однажды в панда-парке уже были, но это было в Филях и там детский маршрут был совсем уж простеньким, коротеньким и после первого прохода неинтересным.

А тут громадный (ну я других не видала, только в Филях и тут, но на мой взгляд – громадный) парк. В середине леса куча сеток-веревок-мостиков-домиков на деревьях, и детский маршрут едва ли не длиннее взрослого. Вариантов перемещения масса – вагонетка, сетки горизонтальные, вертикальные, подвесные мосты, просто канаты и так далее. По времени никак не ограничено (в данном случае для нас это было минусом). И все безопасно, можно даже без касок, потому что под всем парком натянуты сетки.

Отдельное развлечение – спуск на троллее. Марта очень-преочень боялась и даже сначала отдала свой билет Марку (в стоимость билета входил один спуск). Но потом увидела, что Дана съехала, и начала мучиться. «Мама (это уже почти в слезах), Дана съехала, и я понимаю, что я должна, но я боюсь!». Но потом прибежали и Дана, и Рон, и Марк и стали уговаривать Марту, что это не страшно, а очень даже весело, и она преодолела себя. Попросила только, чтобы я с ней поднялась на стартовую площадку. Дальше стояла в очереди и отчаянно трусила (если б очереди не было, она б не успела испугаться еще раз, а тут ей приходилось бороться с собой), но не отказалась.

На видео видно, как она испуганно сигает, но потом она еще раз просилась и вообще страшно гордилась собой.

С трудом утянули всех из этого Царства Чародея и пошли к следующему лабиринту – его очень ждал Рон, которому хотелось в «настоящий лабиринт», чтобы проверить теорию «все время держись правой стороны».

Внешне он выглядел не очень презентабельно, но если подняться на башенку, было видно, что там и вправду не выберешься. Мальчишки нашли выход минут за пять сосредоточенного блуждания, а девчонки выход так и не нашли и перешли на тактику «ползанья под перекрытиями». Так выход нашелся быстрее, но все равно Марта сначала вышла через вход и только потом нашла правильный путь наружу.

Рон был абсолютно счастлив, хотя теория, кажется, так и не сработала.

Следующий пункт у нас был «Летний этноотель Кочевье» — посреди поля на деревянном помосте стоят настоящие юрты и в них можно жить. Удобство спорное, но очень этнологично. Правда, мы сначала не поняли, что эти юрты – это «номера», и чуть было не вломились в чужой дом, но вовремя сообразили.


На этой фотке (обе фотки не мои) выглядит эффектнее, чем на самом деле

После юрт был следующий лабиринт, куда уже хотела я. Туда даже бабушку Инну затащили, которой очень понравилось. На площади в гектар на высоте 5-7 метров построены деревянные широкие тропинки, которые и представляют собой лабиринт. Вот там мы и бродили минут 20 и бродили бы еще неизвестно сколько, если бы добрые дяденьки не подсказали, куда нам идти к выходу. Очень здорово.

Дальше наступила этнографическая часть, но она была какой-то спорной. Вот стоят какие-то домики, в которых жили всякие степные народы после того, как стали немножко оседлыми. Типа юрты. На каждой табличка с названием народности и какой-то очень тоскливый текст. Текст никак не поясняет, почему дом многоугольный, а не четырехугольный. Внутри вообще ничего нет. Вообще. Ни топчанчика, ничего. Ну и как себе составить представление о нелегкой судьбе незнакомого (и, видимо, немолодого) племени? А домиков таких 5-6 и каждый отличается от предыдущего.

Или стоят тотемные столбы – ну надо что-то написать, что это за столбы? Или вот висит шикарный гонг. И рядом с ним валяется не менее прекрасный дрын, чтобы по этому гонгу как следует влупить. Ну, можно как-то рассказать, чем полезно лупцевание дрыном гонга?
В общем, «я смертельно разочарована». Детям, впрочем, лупить по гонгу понравилось и моих культурных страданий они не разделили.

Из развлечений был прекрасный сеновал на больших ногах. Сена, правда, внутри не было, но кайф был уже от одного залезания на эту высоту.

Птичий дом тоже был закрыт без объяснения причин, но вообще к этому моменту мы торчали в Этномире уже шесть часов и не очень мечтали о птицах. И о хасках тоже не мечтали, тем более, что за вход к ним в вольер тоже надо было отдельно заплатить, а там плохо пахло.

Так что этнографию Сибири мы изучать бросили и пошли в гости к азиатам. Там было не в пример красивее, но также непонятно. Какие-то колокольчики, рядом с которыми надо деньги оставлять, какие-то башенки непонятно из какой страны. Очень красиво, очень мило, но очень неясно.

Вообще, я теперь понимаю, если мы хотели гулять по Этномиру снаружи, а не на «Улице мира», то надо было начинать с этой части. Но и так неплохо вышло.

На этом мы свою экскурсию практически и завершили. На «Улицу мира» уже, конечно, не вернулись. Рон еще мечтал вернуться в магазинчики и гончарную мастерскую на улице мира, но уже все позакрывалось, конечно. Так что нам осталось только поужинать в той же пиццерии, что и вначале, и совершенно измотанными уехать домой. Мы туда приехали где-то в полвторого, а проторчали до половины одиннадцатого, и на обратном пути даже я почти засыпала.

Короче говоря, Этномир – прекрасная идея при спорном исполнении. И для того, чтобы в полной мере насладиться идеей, надо подготовиться. Ну просто знать, куда надо идти, и не терять времени на ерунду. Например, мы не дошли до Хан-юрты, а там, наверное, было интересно. Дедушка Толя мечтал посетить непальский ресторан, но тоже не успели. И точно надо было походить по «Улице мира». И вообще, надо приезжать пораньше и сначала культуриться. Пока в эти головы (да и в наши тоже) еще что-то влезает. Но все равно это было очень-очень классное место.